Мы по-прежнему продолжаем общаться с представителями отрасли и на этот раз благодарим за откровенную и содержательную беседу Кирилла Хариби, «Россювелирторг».
Кирилл, в какую примерно сумму обходится вам содержание одного закрытого магазина в месяц?
Сейчас сказать сложно. Мы еще не закончили переговоры с арендодателями. Неизвестно, на каких условиях они будут с нами работать.
Насколько поддерживает продажи онлайн-торговля? Можно ли ее рассматривать как полноценную альтернативу магазину?
Наши онлайн-продажи остались приблизительно на прежнем уровне. Спад небольшой есть, но в любом случае это не альтернатива торговле в магазине. Тем не менее, мы сейчас активно занимаемся запуском проекта по телемаркетингу. Надеемся, что он даст хорошие результаты.
Одно из направлений деятельности вашей компании – сеть ломбардов. Как дела в этой сфере?
Идет массовый возврат денежных средств – выкуп своего металла. Волны сдач нет. Это с учетом нынешних условий, когда все потребители сократили свои расходы, вполне объяснимо. Если раньше 15 – 30% личного бюджета люди тратили на общепит, то теперь закупают продукты и готовят дома, что гораздо дешевле и выгоднее. Полностью ушла из жизни тема развлечений – театры, кино, клубы, бары… Почти нет покупок обуви и одежды – эти сферы торговли сильно просели. Иными словами, потребительские траты значительно сократились, деньги сэкономлены, значит, нет нужды обращаться в ломбард.
Кроме того, среди клиентов наших ломбардов много представителей так называемого микро-бизнеса – ларечники, торговцы на рынках и т.д. Они брали займы под залог золота, чтобы закупить больший объем товара и получить на него дополнительную скидку. Сейчас деятельность таких предпринимателей остановилась, и они тоже не идут в ломбарды.
Вообще люди , как правило, закладывают золото не потому, что кушать нечего, а, например, чтобы отпраздновать день рождения, сделать подарок на юбилей или свадьбу… В настоящее время такие события практически сведены «на нет», поэтому ломбарды в полном объеме не востребованы. Так что движение оборотных средств в этом направлении происходит, но спад ощутим.
Какая мера господдержки стала бы для вас наиболее действенной?
Во-первых, введение режима ЧС или признание форс-мажорной ситуации, что позволило бы не платить аренду. Во-вторых, компенсация заработной платы персонала. Но я также понимаю, что в казне деньги не бесконечны. В любом случае, я не собираюсь «кидать» своих сотрудников. Это моя команда, с некоторыми из них мы работаем вместе по пять – десять лет. Естественно, я буду делать все, чтобы люди чувствовали себя в сложившихся обстоятельствах насколько это возможно комфортно.
Какие первоочередные шаги планируете предпринять после снятия карантина?
Ювелирные изделия, как и другие предметы роскоши, находятся на пике пирамиды потребления. В ситуации, когда многие потеряли работу, «похоронили» бизнесы, набрали кредитов, после снятия карантина у людей денег не будет. Поэтому нам придется оптимизировать свою деятельность, возможно, закрывать магазины. Решение будет зависеть от множества переменных: поведения арендодателей, льгот государства по налогам и т.д.
Разумеется, я не хочу закрыть ни один магазин и уволить ни одного сотрудника. Но, по моим прогнозам, если мы выйдем на работу в июне (а я считаю, что будет именно так), то реализация в наших магазинах покажет более-менее внятный уровень дохода (речь идет не о прибыли, а хотя бы об окупаемости) не ранее октября. Определенная стабильность может наступить лишь к середине декабря. А перед зимним сезоном у людей есть более насущные траты – теплая одежда и обувь, например. И при этом неизвестно, случится ли вторая волна эпидемии. В общем, прогнозы у меня не очень хорошие.
Тем не менее, я собираюсь доукомплектовать команду сильными профессионалами, оставшихся в этот период без работы, и предпринимателями, не выдержавших проблем . Я думаю, среди них будет очень много ценных специалистов, которые станут полезными нашей компании.
Также мы собираемся расширить сеть ломбардов. Откроются новые точки, возможно, какие-то из уже имеющихся переедут. Я предполагаю, что освободится большое массив коммерческой недвижимости, которую можно будет использовать. Сейчас активно мониторю этот рынок.